Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Версия для слабовидящих
Внимание!

Вы пользуетесь устаревшим браузером, подвергая Ваш компьютер повышенной опасности.
Устаревший браузер может содержать ошибки и проблемы безопасности, которые позволят вирусным программам легко проникнуть на Ваш компьютер.
Чтобы использовать все возможности этого сайта и обезопасить свой компьютер, обновите браузер.
Воспользуйтесь одной из ссылок справа для обновления своего браузера.

Внимание! В Вашем браузере отключен JavaScript. Необходимо задействовать JavaScript для того, чтобы использовать все функции этого сайта. Внимание!

Вербализация эмоций как способ развития эмоционального интеллекта у дошкольников.



Вербализация эмоций как способ развития эмоционального интеллекта у дошкольников.

Проблема взаимосвязи чувств и разума, эмоционального и рационального в человеке представляется сегодня все более актуальной. Вызывает к себе интерес проблема формирования эмоционального интеллекта, особенно у детей дошкольного возраста, т.к. является базовым в формировании большинства эмоций.

Эмоциональный интеллект – это способность человека управлять самим собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, мотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.
Сформированный на достаточном уровне эмоциональный интеллект играет важнейшую роль в жизни ребенка: он более успешен в общении, игре, учебе, творчестве, профессии, умеет радоваться жизни, открыт миру и внутренне свободен.

Как же ребенку научиться познать самого себя, осознать, понять и справиться с возникшими отрицательными эмоциями; сохранить понимание происходящего среди множества эмоций - как своих, так и других людей? Нам, педагогам, необходимо помочь ребенку, научить его думать, чувствовать, переживать, целенаправленно действовать и достигать определенных результатов, жить в ладу с самим собой и окружающим миром, адекватно реагировать на разные жизненные ситуации и суметь адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни.

Особое значение имеет формирование эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Можно заметить, что для некоторых воспитанников характерны недостаточность словарного запаса при попытках вербализовать эмоции, как свои, так и героев литературных произведений, картин; недостатки в выражении эмоционально-смыслового выс­казывания; проявления в трудностях вы­ражения на лице эмоциональных состояний. Дети часто испытывают трудности в употреблении синонимов и антонимов; конкретные слова-определения могут заменять более широкими общеупотребительными словами (веселая, добрая, ласковая – «хорошая»); заменяют названия признаков названиями действий и наоборот (испуганная – испугалась). Некоторым детям трудно с помощью мимики передать страх, удивление, гнев, а так же эмоци­онально адекватно выразить свое высказывание. Их речь ин­тонационно монотонная и лексически не выразительная. Эмоциональное оценивание действий, поступков героев в рассказах детей минимальны или вовсе отсутствуют. Однако вербализация чувственных эмоциональных состояний призвана помогать детям осуществлять межличностное общение, служить средством коммуникации.

Работа по формированию основ эмоционального интеллекта у дошкольников необходимо начинать с актуализации их лексического запаса. Вербализация основных эмоциональных состояний в сочетании с работой по развитию просодической стороны речи у детей создает базовую основу для дальнейшей работы по развитию грамматики, связной речи, а в целом формирует у них коммуникативно-речевую компетентность. Эта работа включает в себя несколько этапов:

* уточнение и формирование эмоциональной лексики – работа по словообразованию и словоизменению (образование слов с уменьшительно-ласкательным значением и значением увеличения; образование синонимов и антонимов; превосходной степени прилагательных и т.д.);

* включение изученных слов в словосочетания и предложения;

* развитие паралингвистических средств общения – эмоциональная идентификация, изучение и уточнение эмоциональных состояний, умение их передавать, развитие эмпатийности, способности понимать свои чувства и чувства других людей;

* формирование интонационной стороны речи;

* развитие связной монологической и, особенно, диалогической форм речи.

Системная работа, направленная на преодоление «обесчувствования» дошкольников, способствует формированию и обогащению у них чувственной сферы, делает ребенка отзывчивым к чувствам других. Вербализация эмоций тесно связана с восприятием и пониманием эмоциональных сигналов — и собственных, и окружающих. Таким образом, расширение словаря эмоций идет как через усвоение языковых знаков эмоций, так и путем осознания собственного эмоционального опыта. В процессе коррекционно-развивающей деятельности происходят изменения в эмоциональ­ной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отноше­ния с окружающими. Возрастает потребность сознавать и кон­тролировать свои эмоции, что в конечном итоге ведет к становлению эмоциональной сферы, формированию эмоциональных новообразований (от комплекса оживления как зачатка основы эмоциональной регуляции до произвольной, осмысленной коррекции эмоционального поведения) и представляет собой, к началу младшего школьного возраста, процесс развития основных элементов эмоционального интеллекта.

Существуют следующие методы и приемы, направленные на развитие эмоционального интеллекта дошкольников:

* методы организации деятельности и формирования опыта поведения (игра, речевые ситуации, упражнения на развитие эмоциональной сферы);

* методы стимулирования поведения (поощрение);

* методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, анализ результатов собственной деятельности);

* методы организации и осуществления познавательной деятельности (рассматривание иллюстраций, беседа);

* методы формирования сознания (фронтальная беседа).

Игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная детская деятельность непременно могут служить для развития эмоционального интеллекта и речи дошкольников.

В заключении, хотелось бы сказать, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас на создание условий развития ребенка, «открывающих возможности для его позитивной социализации». Ставятся новые для дошкольного образования практики, задачи развития у детей социального и эмоционального интеллекта и наш педагогический коллектив всегда старается успешно их реализовать.

Выступление подготовила учитель-логопед Корчма М.А.



Назад в раздел