Современные формы работы дошкольного учреждения с семьей
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Семья, как основной элемент общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Благополучие семьи — вот мерило развития и прогресса страны.
Международный день семей (на других официальных языках ООН: англ. International Day of Families, фр. Journe internationale des familles) — отмечается ежегодно 15 мая начиная с 1993 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции о Международном годе семьи (Резолюция № A/REC/47/237 от 20 сентября 1993 года) .
Установление этого дня призвано обратить внимание общественности разных стран на многочисленные проблемы семьи. Являясь одним из основных институтов общества, первой ступенью социализации человека, семья развивается и видоизменяется вместе с окружающим миром, по-своему реагируя на требования времени, отвечая на общественные потребности и сама формируя их. Семья как основной элемент общества была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа! Во все времена по отношению государства, а также по положению семьи в обществе судили о развитии страны. Это потому, что счастливый союз семьи и государства - необходимый залог процветания и благосостояния его граждан. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Она - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своей матери, своего отца, бабушки, дедушки, сестры, брата безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.
Семья… Для ребенка это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество "и "взаимодействие".
Наряду с традиционными формами существуют современные работы с семьей.
Первые визиты в детский сад.
Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомить с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.
Вводные собрания.
После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать и ребенка, и его семью в домашней обстановке.
Телефонные звонки.
Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всеми родителями, чтобы поддерживать неформальное общение с ними
Брошюры.
Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
Пособия.
Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
Бюллетень.
Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
Еженедельные записки.
Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
Личные блокноты.
Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.
Ящик для предложений.
Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
Отчеты.
Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.
Гость группы.
Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
Доброволец.
У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.
Сотрудничество родителей друг с другом.
Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.
Информация для родителей и их обучение.
Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.
Неформальные встречи родителей и воспитателей.
Это тематические встречи, вечера и т. п.
Использование коммуникативных ресурсов.
Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.
Обмен литературой.
Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео-, аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.
Что могут делать родители в детском саду: читать детям рассказы, сказки, истории;
приносить различные игрушки для общих игр, собирать природные материалы для деятельности детей: камешки, семена, раковины и т. п. ; участвовать в подготовке праздников (например, к празднику «День моей семьи» принести альбомы, семейные реликвии, рассказать детям о себе, своей семье и т. д., совместных проектах «День Матери», «День отца», «Неделя Семьи».
Примерный план проведения тематической недели «Моя семья» (подготовительная группа)
Задачи: Продолжать формировать представления детей о семье, её составе, близких родственниках, способах поддержания родственных связей. Расширять знания о составлении родословной. Формировать интерес к истории семьи и дома. Воспитывать уважение к труду близких родственников, любовь к родному дому и отношения к нему как к ценности, любовь и уважение к близким людям, всем членам семьи.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в режимные моменты.
Беседы «Секреты семейного счастья», «Моя семья», «Моя мама – лучше всех», «Мужчины и женщины в семье».
Разгадывание ребуса «7 Я».
Рассматривание тематических альбомов: «Материнство», «Отцовство», «Детство»;
рассматривание картин: А. Дейнека «Мать», И. Кинчев «Я и моя мама».
Рассматривание сюжетных картин и фотографий по теме, составление рассказов о родственниках их судьбах, интересных случаях из жизни.
Составление рассказа «Как мы отмечаем семейные праздники».
Беседы-диалоги: «Радуй маму», «Почитай родителей», «Береги маму».
Составление описательных рассказов «Мои родители трудятся», «Я хочу быть похожим… ».
Сюжетно- ролевые игры по семейной тематике и их варианты («Семья», «Поход в магазин семьей», «Бабушка приехала в гости», разыгрывание стихотворений о семье, и её членах.
Педагогические игровые ситуации (забота о маме – подать руку; открыть дверь, если заняты руки; подать или принести какой-либо предмет; помощь в домашних делах; уход во время болезни и т. д.) Побуждать совершать положительный нравственный выбор в воображаемом плане, так и реальный (например, отказаться от чего-то приятного или выгодного в пользу интересов и потребностей близкого человека, друга и др.) .
Дидактические игры: «Родословная», «Кому что нужно», «Домашние обязанности», «Кто, чем занят», «Новоселье», «Один дома», «Одна дома», «Кому что».
Дидактическая игра с куклой-младенцем «Купание малыша».
Интервью, этические беседы с целью формирования у дошкольников представлений об особенностях поведения людей в зависимости от пола: интервью «Для чего существуют папы и мамы»; этические беседы «Мы с папой в доме заботливые мужчины», «Мы с мамой в доме заботливые женщины»; составление рассказов (в том числе, по типу незаконченных предложений) : «В чем мужчины и женщины сходны и чем отличаются друг от друга».
Изобразительная деятельность детей и взрослых в детском саду и дома.
Конструирование из лего – конструктора «Мой дом».
Составление коллажа, альбома «Моя семья».
Рассматривание картин: Д. Жилинский «Семья», «Молодая семья. Ожидание»; Е. Романова «Портрет семьи писателя В. Шукшина»; Т. Яблонская «Свадьба».
Рисование портретов мамы, папы, бабушки, дедушки;
Аппликация «Портрет семьи»
Дидактическое упражнение «Создай портрет члена своей семьи». Цель: продолжать знакомить с возрастными особенностями людей.
Творческое задание «Составь меню для своей семьи на обед». Цель: расширять представления о рациональном питании (объём пищи, последовательность приёма, разнообразие, питьевой режим) .
Сюжетно-ролевая игра «Если в доме случился пожар».
Игра - тренинг «Я звоню в службу спасения», «Опасная ситуация: контакт с незнакомыми людьми дома».
Беседа «Опасность дома» (балкон, открытое окно, стеклянная банка, электрошнур, нож, кипящий чайник и др.) . Работа со схемой безопасного подхода к детскому саду, с картами микрорайона.
Приготовление вкусного салата для своей семьи (под руководством взрослого дети осваиваю способ приготовления салата) .
Художественная литература. Стихи: В. Осеева «Почему? », Б. Заходер «Никто», В. Берестов «Читалочка», Ю. Яковлев «Мама», У. Раджаб «Как пройти к отцу», Я. Сегель «Как я был мамой». Учить сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.
Рассказы: Л. Воронкова «Что сказала бы мама? » Сборник рассказов Б. Емельянова «Рассказы о маме».
Чтение произведений художественной литературы: В. Драгунский «Сестра моя Ксения», А. Плещеев «Песня матери», «Внучка».
М Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный»; разучивание пословиц и поговорок о семье.
Пение песен «Хорошо рядом с мамой» (муз. А Филиппенко, «Мамина песенка» (муз. М. Парихаладзе) .
Слушание музыки: «Дедушкин рассказ» (Н Любарский) .
Работа с родителями.
Проект «Моя родословная» (генеалогическое древо) .
Папка - передвижка «Как воспитать у детей доброту и отзывчивость».
Совместные с родителями и детьми мероприятия - конкурс «Мы творцы, мастера, фантазеры! »
Партнерская выставка детского - взрослого творчества «Папа может… »
Привлечение родителей к пополнению уголков.
Создание коллекций
Изготовление семейных альбомов.
Выставка домашних игрушек: «Во что играли в детстве мамы и папы, бабушки и дедушки и во что играют дети сегодня» с сопровождением рассказов взрослых о своих играх и игрушках и совместными с детьми играми.
Чествование матерей и отцов: Вручение грамот, благодарственных писем отцам и матерям, проявляющим родительскую ответственность и общественную активность; вручение родителям «наград» за отцовское и материнское чадолюбие, сделанных педагогами и детьми.
С помощью музыкального, поэтического и театрального искусства в детях воспитывали любовь и уважение к близким людям, всем членам семьи.
Библиография книжных изданий.
Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. –М. : ТЦ Сфера, 2008.- 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»)
Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2001
Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. – С. 351-361.
Добрынина Н. Растить мужчину //Дошкольное воспитание, 1995, № 6.
Интернет – ресурсы info@doshvozrast.ru или doshvozrast@yandex.ruНазад в раздел