Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Версия для слабовидящих
Внимание!

Вы пользуетесь устаревшим браузером, подвергая Ваш компьютер повышенной опасности.
Устаревший браузер может содержать ошибки и проблемы безопасности, которые позволят вирусным программам легко проникнуть на Ваш компьютер.
Чтобы использовать все возможности этого сайта и обезопасить свой компьютер, обновите браузер.
Воспользуйтесь одной из ссылок справа для обновления своего браузера.

Внимание! В Вашем браузере отключен JavaScript. Необходимо задействовать JavaScript для того, чтобы использовать все функции этого сайта. Внимание!

Развитие речи детей дошкольного возраста



Развитие речи детей дошкольного возраста

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом.

Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает огромную услугу человеку в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени: ранний и дошкольный возраст.

Значение речи в воспитании детей трудно переоценить: это и образец для детей, еще только усваивающих родной язык, и средство воздейст- вия на них. Задача родителей и воспитателей помочь ребенку овладеть необходимыми знаниями. Помня об этом, воспитатели и родители должны считать своим долгом непрерывное совершенствование своей речи. Речь, отвечающая нормам литературного языка, служит образцом для подражания, а подражание - движущая сила в развитии ребенка.

Нормы русского литературного языка охватывают и словарь, и грамма- тический строй, и произношение.

В речи мы выражаем не только мысли, но и свое отношение: одобрение порицание, ласку, укоризну. Эмоциональное отношение мы выявляем соответствующей интонацией, подбором эмоционально окрашенных слов. Например: милый, желанный, ненаглядный, голубушка, голубчик, баловень, капризуля и др.

В русском языке исключительное богатство уменьшительно- ласкательных суффиксов. Особенно богаты ласкательными суффикса- ми имена людей: Ваня, Ванюша, Ванечка, Ванюшечка, Иванушка, Ванюшка; Катя, Катенька, Катюша, Катюшенька, Катюшка, Катюня, Катеринушка.

Для выражения порицания, укоризны, неодобрения - большой выбор слов: сластена, сладкоежка, тараторка, неряха, рева, замарашка, злюка, разиня, болтунишка, плакса, шалун, забияка, непоседа, лентяй, крикун, Воспитателям и родителям необходимо использовать сокровищницу родного слова, особенно богатую и характерную в устном творчестве народа. Известный знаток русского народного языка В. И. Чернышев писал: « У народа есть известное – и очень почетное и высокое - нравственное миросозерцание, вошедшее в его язык и нравы, вложенное в его пословицы, изречения, песни, сказки, предания, ходячие житейские рассказы. Этот круг учит и воспитывает весь народ от детского до старческого возраста».

Эмоциональная лексика сравнения, разнообразие уменьшительных, ласкательных и других суффиксов, придающих эмоциональную окраску речи, устойчивые сочетания, пословицы и поговорки – все это обогащает нашу речь.
В пословицах и поговорках можно выразить свои взгляды на жизнь, на отношения людей, на поведение человека в быту, в общественной жизни, выразить в отточенной, живописной форме. Пословицы и поговорки воспитатель, а также родители могут применять для оживления своей речи в различных случаях: и в играх, и во время еды, и при нарушении детьми порядка, и на прогулке.

В общении с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать их возрастные особенности. Говорить с детьми надо так, чтобы им было все понятно, чтобы речь взрослых доходила до их сознания, вызывала яркие образы и действовала на чувства.

Стоит обратить внимание на некоторые недостатки речи и воспитателей, и родителей.

Слащавость и сюсюканье.

Желая быть ближе к детям, взрослые все называют уменьшительными словами: ручки, шейка, тарелочка, постелька. При таком неумеренном пользовании уменьшительными словами эмоциональный оттенок слова уже теряется( делает выговор, а называет ласково; говорит о предмете большого размера, а называет его уменьшительным словом).

Воспитатель детского сада не должен быть «педагогическим сухарем», но ее эмоциональность не должна быть сентиментальной или слащавой. В некоторых случаях молчание или выразительный взгляд может быть красноречивее восторженных слов. Не следует подражать детской речи ни в произношении, ни в использовании так называемых детских слов, например киска, бяка.

К числу недостатков следует отнести и м н о г о с л о в и е.

Не умея просто и ясно изложить свою мысль, воспитательница долго объясняет детям задание, и в конце концов дети все –таки делают не то, что нужно, так как они за обилием слов не уловили мысли.

Во время беседы иная воспитательница так много говорит, что не все дети успевают высказаться. Она повторяет все, что говорят де- ти, неумеренно хвалит каждого, без нужды по нескольку раз повторяет вопрос или дает пространные пояснения к вопросу. В этом потоке слов теряется то, что дети должны усвоить, воспринять, т. е. главное, существенное.

Вредна и чрезмерная л а к о н и ч н о с т ь речи, когда дети слышат только краткие распоряжения, замечания по поводу дисциплины- и больше ничего. Ясно, что у такой воспитательницы детям нечему будет научиться в отношении родного языка.

С к о р о г о в о р к а, к р и к л и в о с т ь, недостатки звукопроизношения ( шепелявость, гнусавость) совершенно недопустимы в речи воспитателя. Упорной работой над собой от этих недостатков можно и нужно избавляться.

Б е д н о с т ь я з ы к а (ограниченный запас слов, однообразные обороты речи, невыразительность и сухость ) еще один из недостатков как воспитателей, так и родителей, что является плохим примером для детей. Они мало продвинуться в развитии речи, кроме того плохая речь воспитательницы оставит детей равнодушными к ее со- держанию, даже больше: она вызовет скуку.

Большой ошибкой является использование специальных педагогических терминов в разговоре с детьми, например: декоративное ри- сование, дидактическая игра, лепка на тему.

Вся эта терминология имеет узкий круг применения в среде дошкольных работников; она, как и любая другая профессиональная лексика, не входит в состав общелитературного языка, следовательно, не нужно вводить эти слова в речь детей.

Большим недостатком следует считать засоренность речи жаргонными словечками, которые считаются модными ( например: клево, мирово, железно) ,а также употребление таких слов , как умывалка, столовка, игралка и т . п. Нужно помнить что просторечная лексика, жаргонные, вульгарные слова находятся за пределами лексики литературного языка.

Для воспитания маленьких детей большое значение имеет правильное произношение. Для того, чтобы овладеть правильным произношением необходимо вслушиваться в речь людей, у которых чистое
и правильное произношение. Нужно развивать способность слышать особенности произношения звуков и слов как у других людей, так и у себя, добиваться правильного произношения под контролем слуха.

У воспитателя должна быть хорошая дикция, т. е. ясное и отчетливое произношение звуков и слов. Можно правильно говорить , но очень неотчетливо, невнятно, так что такая речь будет трудно восприниматься. В другом случае речь может звучать отчетливо, но слова произносятся неправильно.

Речь воспитательницы должна быть выразительной и со стороны звучания. Ничто так не испортит устную речь, как монотонность. Монотонная речь не доходит до слушателей, не вызывает у них ни мыслей, ни чувств.

Интонационная выразительность зависит от эмоциональной насыщенности речи. Когда человек говорит о том, что его волнует, чем он живет, то его речь делается более яркой, более выразительной.

Задача детского сада заключается в том, чтобы дети овладели правильным русским языком, поэтому важно, чтобы примером для подражания у них был литературный русский язык.

В первую очередь воспитатель должен давать детям такой образец. Но в воспитании детей огромную роль играет семья. На поведение, на речь детей оказывает влияние речь родителей, близких, родных. Часто несдержанные взрослые допускают резкий, раздражительный тон, крик и грубые слова в обращении с детьми. Одни родители часто отталкивают детей, когда те обращаются к ним с вопросами, другие поощряют пустую болтовню, видя в болтливости признак развития.

Все это от недостатка педагогических знаний у родителей или от недооценки роли воспитания детей в дошкольном возрасте.
Одной из задач детского сада является пропаганда педагогических знаний среди родителей, помогать раскрывать значение языка в умственном и нравственном воспитании детей, значение примера взрослых, советовать, как добиваться того, чтобы дети говорили вежливо, правильно и чисто, рекомендовать, о чем и как разговаривать с маленьким ребенком.
Надеемся, что эти советы помогут воспитателям и родителям в овладении правильной речью.

Воспитатель группы №12: Кириченко Ирина Владимировна



Назад в раздел