Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Версия для слабовидящих
Внимание!

Вы пользуетесь устаревшим браузером, подвергая Ваш компьютер повышенной опасности.
Устаревший браузер может содержать ошибки и проблемы безопасности, которые позволят вирусным программам легко проникнуть на Ваш компьютер.
Чтобы использовать все возможности этого сайта и обезопасить свой компьютер, обновите браузер.
Воспользуйтесь одной из ссылок справа для обновления своего браузера.

Внимание! В Вашем браузере отключен JavaScript. Необходимо задействовать JavaScript для того, чтобы использовать все функции этого сайта. Внимание!

Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ



Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических и познавательных процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление. При этом особое значение имеет наличие определённой мотивации.


Работа по самообразованию – одна из форм повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, путь достижения серьёзных результатов, самореализации в профессии. Эта работа строится на следующих принципах:


1. Желательно, чтобы тема самообразования была вязана с проблемами, решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:


  • Деятельность педагогов в процессе самообразования будет способствовать решению задач ДОУ;
  • Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОУ.

2. Темы подбираются также с учётом индивидуального опыта и профес-сионального мастерства воспитателя, так как в дошкольном учреждении нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении педагогов, даже среди тех, кто проработал много лет, с учётом уровня их квалификации (если педагогам второй категории достаточно освоить и внедрить, то педагоги первой и высшей категории разрабатывают систему, технологию, программу, цикл занятий и т.д.).


3. Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу, только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.


Эти принципы делают организацию самообразования гибкой и позволяет каждому сотруднику активно включать эту работу в педагогический процесс ДОУ.


В работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи ДОУ, можно объединить нескольких воспитателей. Если детский сад готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.


После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы. В нём указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них, предполагаемый результат и формы его представления. Длительность этапов можно варьировать в зависимости от сложности темы, её освещённости в теории и практике дошкольного воспитания, опыта самого педагога. Сроки реализации плана педагог определяет сам, но, как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации.


На основании индивидуальных планов составляется общий план работы по самообразованию педагогов ДОУ. В нём фиксируются проблема, над которой работает каждый педагог, этапы работы, предполагаемый и достигнутый результаты. Такая таблица позволяет отслеживать процесс самообразования в целом по дошкольному учреждению на каком этапе находится каждый из воспитателей, какие мероприятия по самообразованию планируются, какой материал уже наработан и может быть рекомендован для использования в работе с другими педагогами.


Ещё один важный момент – оценка эффективности работы по самообразованию. Она может производиться по нескольким параметрам:


1. Результативность этапов работы по самообразованию.


  • 1 этап – организационно – ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно – методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала. Формы представления результата работы: консультации, доклады, наглядно – иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.
  • 2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результата работы: проведение мероприятий по теме самообразования.
  • 3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.


По окончании каждого этапа проводится самоанализ (рефлексия).


2. Сформированность определённых личностных качеств:


  • Активность педагога. Оценивается по степени его участия в педагогических чтениях, консультациях, педагогических советах, семинарах по теме самообразования. Новые знания, которые находит педагог, формируют потребность поделиться ими с другими участниками педагогического процесса.
  • Инициативность. Проявляется в предложениях, с которыми выходит педагог для решения задач самообразования. Рост инициативности начинается после того, как педагог приобретает определённый теоретический уровень, который стимулирует его потребность реализовать полученные знания на практике.
  • Готовность к аналитической деятельности. Это качество необходимо для того, чтобы правильно диагностировать развитие детей, анализировать конкретные педагогический ситуации, изучать и обобщать свой педагогический опыт, определять эффективность собственной деятельности.
  • Потребность в саморазвитии. Проявляется в стремлении педагога заниматься поисковой, исследовательской и экспериментальной работой, творческим поиском ( оценка реализации педагогом потребности в развитии производится по методике К.Ю.Белой по трём критериям: активное развитие, не сложившееся развитие, остановившееся развитие).


3. Повышение профессионального статуса педагога:


  • Повышение или подтверждение категории;
  • Формы успешности педагога (признание коллег, администрации, родителей). Современные требования к аттестации и оформлению Портфолио педагога требуют подтверждения его участия в различных методических мероприятиях по теме самообразования. Для удобства ведения такого учёта можно использовать информационный лист и справки подтверждения.


Таким образом, предлагаемая система работы по самообразованию, во первых, ставит каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, а, во-вторых, позволяет учитывать коллективный опыт, наработанный не одним поколением педагогов, в третьих, помогает педагогам постоянно быть в определённом «профессиональном тонусе», позволяющим инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества. 



Назад в раздел