Формирование навыков общения в процессе освоения искусства
Общение является одним из главных условий полноценного развития ребенка. Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития межличностных и межгрупповых контактов в процессе совместной деятельности.
Большинство дошкольников в коммуникативном общении достаточно благополучны.
Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовать; свободно выражают свои просьбы, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства - речевые, мимические, невербальные (образно - жестовые).
Однако, определённая часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью (в общении).
Это обнаруживается при взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками, в партнёрской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения (в свободной деятельности). Трудности вхождения в детский коллектив, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнёра приводят к обеднению коммуникативных способностей ребёнка, оказывают негативное влияние на характер и содержание игровой деятельности, межличностных отношений, определяют невысокий социальный статус в группе сверстников. У ребёнка складываются сложные отношения со сверстниками, что выражается в повышенной конфликтности, неумении договариваться о совместном деле или игре. Такие дети, несмотря на стремление играть вместе с другими, с трудом налаживают дружеские и игровые отношения с ними, ссорятся, вынуждены играть в одиночестве.
В своем докладе я рассматриваю роль искусства в формировании навыков общения у детей.
Знакомство детей с искусством должно начинаться как можно раньше, а именно с дошкольного детства.
Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами.
Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства. Не случайно эстетическое воспитание рассматривается как развитие способности понимать, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и искусстве. Только через искусство человек способен не только понять, но и «пережить опыт предшествующих поколений».
Живопись, скульптура, графика, архитектура обогащают и украшают нашу жизнь. Чтобы искусство достигало своей цели, радовало нас, волновало, расширяло наши познания, надо уметь его видеть. Этому должна быть посвящена работа педагогов уже в дошкольном учреждении.
У детей постепенно складывается представление о процессе художественного творчества через сотворение среды, пространства, формы, цвета с учетом соседства слова, музыки, архитектуры в истории разных народов, так как каждый народ творил свой образ жизни в соседстве и рядом со всем человечеством.
Главным в воспитании выступает развитие мироощущения ребенка, его чувств, психически процессов, воображения и фантазии, осознание разнообразия окружающего мира. Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытого мира в многообразии его проявления через различные формы включения детей в процесс сотворчества с воспитателем, детьми, родителями, экскурсоводом.
Интегрированные формы работы предполагают привлечение знаний из различных областей, опыта реальной жизни детей. Развитие способности общения по поводу искусства наиболее актуально именно в музейной педагогике, так как общение с прекрасным в особой художественной среде позволяет экскурсоводу строить свой рассказ на основе диалога, активно вовлекая детей в обсуждение картины художника, отображенного на ней сюжета, настроения, характера героев, изобразительно – образного языка произведения, использовать ассоциации.
Работа будет более плодотворной, если готовить детей специально, когда посещение музея – желанный шаг и преподносится как праздник. Обязательно продолжение разговора, общение по поводу увиденного, услышанного, т.е. через выстраивание комплекса занятий, посвященных какой- либо одной теме. Работа должна быть направлена на развитие способностей детей понимать, любить, ценить искусство, сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и в искусстве. В этом заключаются цели, стоящие перед экскурсоводом.
Основной методологический прием в работе современного музея – интерактивность.
Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел.
Когда музей перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Это ставит перед образованием новые задачи:
- Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике,
- Гармонизация развития творческой личности,
- Формирование национальной идеологии,
- Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
- Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.
Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики являются:
- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;
- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;
- формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;
- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;
- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.
Сверхзадача педагога занимающегося музейной педагогикой, – создание условий для выработки у воспитанников позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.
Подготовил воспитатель группы №2: Е.В. Рубан
Назад в раздел