Влияние семьи на духовно - нравственное воспитание детей
Важнейшая из формул выведенная Г.Н.Волковым, гласит: « Что такое питание?- Пример и любовь. Больше ничего!» Трагедия современности в исчезновении примеров, в том числе и семейного образа жизни. Формально члены семьи живут под одной крышей, у них общий бюджет, но родители и дети видят друг друга крайне редко, нет общих интересов, дел, целей. Дети много времени проводят в ДОУ, Затем в школьном возрасте - в школе, кружках, секциях, занимаются с репетиторами и т. д. Родители в первую очередь озадачены материальным положением семьи. Желание родителей освободить своего малыша от любых трудностей, обеспечить его всем, по их мнению, необходимым и лучшим оборачивается для ребенка эгоизмом, его неумением и нежеланием строить отношения с другими людьми. Для развития стабильных семейных отношений необходимы не только экономическая база, но и духовная основа, способствующая семейным отношениям. Рыночные условия диктуют свои требования. При этом возникает серьезная проблема сохранения духовно-нравственного воспитания в семье. Духовность и нравственность стали почти обузой для российского общества. Если церковь призывает своих прихожан быть духовными людьми, хотя бы внешне соблюдать заповеди и устои, то светская духовность общества ни кем не контролируется и не фиксируется. Духовность всегда связана с бескорыстием, а сейчас корыстолюбие приобретает почти повальный характер.
Родители оказались не способны соблюсти баланс между воспитанием у детей таких качеств, как практичность, деловитость, предприимчивость и милосердие, великодушие и порядочность. Вместе с тем духовность-результат общего развития личности. Не существует специальных упражнений и воздействий для ее формирования. Невозможно воспитать духовного человека только через призывы быть добрым, отзывчивым, внимательным, снисходительным. Нельзя полюбить труд, не трудясь. Бессмысленно призывать любить красоту, помещая человека в условия «помойки». Воспитывать духовность нужно с самых элементарных качеств: самообслуживания, уважения чужих интересов (« мама спит», «нужно не шуметь»; «раздели конфету на всех или предложи попробовать»), терпимости («ты быстро оделся, а бабушка нет, она старенькая», «помоги ей найти очки», «будь снисходительным к пожилым людям») соблюдения этикета и т.д. Упущения в воспитании таких качеств обязательно скажутся: вырастая, ребенок начинает играть в духовность, исполняя навязанную ему роль, он не сможет без свидетелей сохранить высокий уровень поведения и отношений, и в экстремальной ситуации произойдет неожиданное для всех и постыдное для человека падение. Духовное развитие заключается, во-первых, в освобождении от принуждения из вне, когда ценность принимается личностью не под давлением, во-вторых, в объеме и круге интериоризованных личностью ценностей, когда их палитра многоцветна, как и сама жизнь. Воздействие семьи на духовно-нравственное развитие детей отличается интимностью, индивидуальностью, неповторимостью и любовью.
Любовь - одна из важных сфер семейного воздействия: супругов друг к другу, родителей к детям, младших членов семьи к старшим и т.п. Она создаёт единую психическую и духовно-эмоциональную атмосферу семьи. Любовь должна быть способна на сострадание, терпение, сочувствие, принятие человека таким, каков он есть. Если человек не получает такой любви в детстве, ему можно компенсировать это во взрослой жизни. Родители должны помнить, что их любовь к ребёнку -залог его психического здоровья.
Именно любовь в будущем помогает справиться с трудностями подросткового периода. У 85% подростков, которые совершали правонарушения, не было тёплых, доверительных отношений с родителями в дошкольном детстве. Г.В. Волков приводит данные, что 95% преступников, отбывающих наказания, на вопрос, помнят ли они о том, что им в детстве пели колыбельные песни, ответили отрицательно. Наблюдения показали, что пение колыбельных песен вызывает у детей положительные эмоции, успокаивает, оказывает усыпляющее действие. Происходит объединение двух людей, мать и ребёнок обучаются языку общего ритма естественным путём. Ребёнка надо ласкать, прижимать к себе, гладить, обнимать, чтобы он слышал дыхание матери. В американской этнопедагогике есть «золотое» правило : родители каждый день обнимают своего ребенка и говорят ему : «Я тебя люблю», « Ты самый лучший мальчик на свете», «Ты самая милая девочка в мире».
Для наших родителей полчаса «на любовь» не дозволительная роскошь. По данным психологов, ребенку для ощущения эмоционального благополучия нужно не менее восьми «поглаживаний» в день.
Семья является основным источником сочувствия и поддержки и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители не всегда понимают, что чаще всего ребенок обращается к ним за пониманием.
В своей работе с родителями мы стараемся поддерживать тесные взаимоотношения, которое выражается в педагогическом сопровождении семьи в вопросах воспитания детей. На первом - же родительском собрании мы родителям объясняем о возрастных особенностях детей. Конкретно в этом году для нашего возраста мы делаем акцент на игровую деятельность, объясняли родителям, что в таком возрасте для развития ребенка это очень важно.
Совместно с родителями обновляем материал по духовно-нравственному воспитанию в родительском уголке. Проводим праздники «Рождества» и «Пасхи», с участием детей, родителей, сотрудников детского сада.Назад в раздел