Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Версия для слабовидящих
Внимание!

Вы пользуетесь устаревшим браузером, подвергая Ваш компьютер повышенной опасности.
Устаревший браузер может содержать ошибки и проблемы безопасности, которые позволят вирусным программам легко проникнуть на Ваш компьютер.
Чтобы использовать все возможности этого сайта и обезопасить свой компьютер, обновите браузер.
Воспользуйтесь одной из ссылок справа для обновления своего браузера.

Внимание! В Вашем браузере отключен JavaScript. Необходимо задействовать JavaScript для того, чтобы использовать все функции этого сайта. Внимание!

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста



Большую тревогу вызывают данные опросов родителей и педагогов, свидетельствующие о возникшей тенденции усиления неблагополучия в эмоциональной сфере детей нынешнего поколения : они более раздраженные и непослушные, более нервные и склонные впадать в тревогу, более импульсивные и агрессивные и чувствуют себя более одинокими и подавленными.
Однако еще в «Никомаховой этике» Аристотеля  философском исследовании добродетели, характера и добропорядочной жизни ставилась задача научить людей управлять эмоциональной жизнью с помощью интеллекта. « В наших страстях, правильно используемых, есть мудрость: они направляют наше мышление, определяют наши ценности, руководят нашим выживанием. Но им ничего не стоит сбиться с правильного пути, что они слишком часто и проделывают». Как представлялось Аристотелю, дело не в эмоциональности, а в уместности  эмоций и их выражения. Вопрос о том, как привнести ум в наши эмоции — и вежливость на наши улицы и внимание и заботу в жизнь нашего общества не нов,  но очень актуален.
Сейлови включил принятые Гарднером личностные умственные способности в свое определение эмоционального интеллекта, расширив их до пяти главных областей:

1. Знание своих эмоций.  Самоосознание — распознавание какого-либо чувства, когда оно возникает,  это имеет решающее значение для психологической проницательности и понимания самого себя. Неспособность замечать свои истинные чувства оставляет нас на их произвол. Люди, более уверенные в своих чувствах, оказываются лучшими лоцманами своей жизни, меньше сомневаясь в правильности личных решений.
2. Управление эмоциями.  Умение справляться с чувствами, чтобы они не выходили за подобающие рамки, — это способность, которая основывается на самоосознании. Люди, которым недостает этой способности, постоянно сражаются с мучительным беспокойством, тогда как люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений.
3. Мотивация для самого себя. Приведение эмоций в порядок ради достижения цели необходимо для сосредоточения внимания, для самомотивации и владения собой и для того, чтобы быть способным к созиданию. Самоконтроль над эмоциями — отсрочивание удовлетворения и подавление импульсивности — лежит в основе всяческих достижений. Способность привести себя в состояние «вдохновения» обеспечивает достижение выдающегося качества любых действий. Люди, владеющие этим искусством, как правило, оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы они ни взялись.
4. Распознавание эмоций в других людях.  Эмпатия, еще одна способность, опирающаяся на эмоциональное самоосознание, является основным «человеческим даром». Люди, способные сопереживать, больше настроены на тонкие социальные сигналы, указывающие, чего хотят или в чем нуждаются другие люди.
5. Поддержание взаимоотношений.  Искусство поддерживать взаимоотношения по большей части заключается в умелом обращении с чужими эмоциями. Это те способности, которые укрепляют популярность, лидерство и эффективность межличностного общения. Люди, отличающиеся подобными талантами, отлично справляются со всеми делами, успех которых зависит от умелого взаимодействия с другими; они — просто звезды общения.


Определить уровень развития областей эмоционального интеллекта у наших детей нам помогла диагностика социально-коммуникативной компетентности под редакцией О.В.Дыбиной, С.Е.Анфисовой А.Ю.Кузиной,  И.В.Груздовой. В результате ее проведения были  выявлены уровни развития по  следующим параметрам:
- умение понимать эмоциональное состояние сверстника, и рассказать о нем;
- умение получать необходимую информацию в общении;
- умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
- умение спокойно отстаивать свое мнение;
- умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях .
Обследование показало:  
дети знают нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать, не способны к оказанию помощи,  в конфликтных ситуациях не способны договориться. Оценивая эмоциональное состояние сверстника и взрослого большинство детей опирались на личные проекции.    

Например детям предлагалось диагностическое задание « отражение чувств».
Отвечая на вопросы по картинкам дети скудно определяли эмоциональное состояние как «хорошее» и «плохое» или же опирались в определении настроения на свои проекции и предположения не учитывая объективные факты: мимика, жесты, поза.
Папа сердится:- говорит девочка.
На вопрос взрослого: – почему ты так решила?
Отвечает:- кружка ведь разбилась.
И далее прогнозирует ситуацию: «Папа ее наказал».
Хотя на картинке объективно видно, что у папы лицо совсем не сердитое, а поза не предполагает никакой агрессивности.
Федеральный государственный образовательный стандарт обязывает нас: «обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности  с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей» (п.2.1.ФГОС ДО). А выявленные нами в результате диагностики проблемы являются ни чем иным как возрастной особенностью. М.И. Лисина, доктор психологических наук, профессор, изучавшая генезис общения у детей (3, стр. 207).отмечала: Каждому ребенку необходимо хорошее отношение сверстника. Но понять, что сверстнику нужно то же самое, он не может. Дошкольник относительно слабо интересуется своим товарищем как таковым: он плохо отражает его портретные черты, редко обращает внимание на его душевное состояние. Зато он чутко воспринимает все тонкие полюсы отношений ровесников к самому себе. Таким образом, дошкольники относится к сверстнику как  к «невидимому зеркалу» - они ищут в нем лишь собственное отражение. Испытывая потребность в признании и восхищении других, дети сами не умеют и не хотят выразить одобрение другому, своему сверстнику.
Помощь нашим воспитанникам в разрешении данного противоречия  мы осуществляли через развитие эмоционального интеллекта в играх и игровых упражнениях, потому что в игре взрослый, оставаясь центром мира ребенка, может оказывать сильное влияние на развитие его социально-коммуникативной сферы. По мнению Л.С. Выготского (1,стр102), игра является источником развития и создает зону ближайшего развития. В игре все события как бы пропускаются через переживания, а значит лучше запоминаются и осмысливаются. А самое ценное то, что игра естественная деятельность ребенка, следовательно, мы имеем мощное мотивационное подкрепление. А  развитие эмоционального интеллекта как раз и подразумевает развитие желания осознавать, управлять и правильно применять наши эмоции.  
Игры и игровые упражнения проводятся мной каждую неделю, обязательно в группе и при участии воспитателя, т.к. именно воспитатель будет развивать эмоциональный интеллект своих детей в совместной игровой деятельности , ведь педагоги также как и дети, участвуя в играх не только развивают свой профессиональный репертуар, но  и учатся  приводить себя в состояние «вдохновения» работать над развитием эмоционального интеллекта у детей.
Предлагаю вашему вниманию игры и игровые упражнения, вызвавшие наибольший интерес у детей и педагогов.

Игра «Аплодисменты по кругу»
Цель:
    Развивать умелое обращение с чужими эмоциями.  
    вызывать положительные эмоции от умения оказывать внимание сверстникам .

Игра «Магазин цветов»
Цель:
    сосредоточить внимание детей на сверстнике
     учить замечать в окружающих сверстниках хорошие качества и говорить о них внятно и громко  
Игра «Чувство и движение»
Цель:
      Развитие самоосознания — распознавание какого-либо чувства, когда оно возникает, что в этот момент происходит с телом .
Игра «Автопарк»
Цель:

    Развитие умения чувствовать свое тело,  расслабляясь по контрасту с напряжением.
    Развитие умение справляться с чувствами, чтобы они не выходили за подобающие рамки .
Организм человека представляет собой единое целое, поэтому эмоциональное напряжение всегда сопровождается напряжением мышечным, и, наоборот. Расслабление мышц приводит к снижению нервного возбуждения, эмоциональному расслаблению.
  
Игра «самый банановый»
Цель:
     учить распознавать эмоции в других людях, основываясь на мимических выражениях.
Игра «большие пальцы вверх шепчем все вместе»
Цель:
    Развивать самоконтроль над эмоциями, учить подавлять импульсивность.






Литература.
1.    Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966.
2.    Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т.4.  М.: Педагогика, 1984.

3.    Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Просвещение, 2001.
4.    Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.; 1986.
5.    Гоулман Дениел  Эмоциональный интеллект  .Издательство «Манн, Иванов  и Фебер» М.,2013.  


Назад в раздел