Пути повышения интереса к физическим упражнениям
Все родители хотят видеть своих детей здоровыми , весёлыми, хорошо развитыми. Поэтому, одновременно с заботой о чистоте тела и с удовлетворением потребностей в пище , необходимо создать условия для реализации потребности в активных движениях, которые повышают устойчивость к заболеваниям , мобилизуют защитные силы организма. Здоровье ребёнка во многом определяется отношением ребёнка к его физическому воспитанию. При этом отцы рассматривают физическое развитие в качестве цели воспитания чаще, чем матери , и физическому воспитанию мальчиков оба родителя придают большее значение , чем воспитанию девочек. Родителям мальчиков в возрасте 6-7 лет значимость их физической готовности ставится на первое или второе место, в то время как родители девочек этого возраста физ. воспитание ставят на седьмое – восьмое место. Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей , их привычки , их отношение к жизни , в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьёй. Формы могут быть разными – туристические походы пешком и на лыжах , игры, участие в коллективных соревнованиях. Нередко у ребёнка возникает стойкое желание выполнять лишь любимые упражнения , например ездить на самокате, играть с мячом , прыгать со скакалкой . И тогда роль взрослого состоит в том , чтобы не дать ребёнку ограничиться только такой двигательной активностью.
С раннего возраста у детей необходимо формировать привычку ежедневно выполнять утреннюю гимнастику. Кроме того, важны ежедневная двигательная активность и активный отдых, поэтому родители должны знать подвижные игры, их содержание и правила. Помочь родителям в этом – задача педагога. В тёплый период года необходимо повышать двигательную активность дошкольников на природе. Это ходьба между деревьями, по бревну или доске («мостик через речку») ; перешагивание через корни, бревно ; перелезание через бревно ; подлезание под сучья ; прыжки с возвышения (пень , бревно); подъём в гору и спуск с горы ; перепрыгивание препятствий с места и с разбега. С целью повышения выносливости детей рекомендуется проводить бег в медленном темпе : с дошкольниками старшей группы – до 1,5 минут , в подготовительной к школе группе – до 2 минут. Используется бег с высоким подниманием бедра , на прямых ногах (не сгибая их в коленях), приставным шагом боком и др. Все перечисленные виды движений можно проводить в игровой форме , что улучшает качество их выполнения , повышает интерес детей и поддерживает их положительные эмоции. Зимой возможностей немало: катание на санках с горки , на коньках , лыжах, спортивные игры (элементы баскетбола, футбола, настольного тенниса, плавания) в помещении. Пешеходные и лыжные прогулки являются одной из наиболее эффективных форм активного отдыха рационального использования свободного времени для укрепления здоровья. Лыжные прогулки могут включать кратковременные переходы , чередующиеся с отдыхом продолжительностью до 20 минут в старшей группе и до 30 минут в подготовительной группе без дополнительных заданий. Итак, двигательная активность играет важнейшую роль в укреплении здоровья ребёнка, формировании систем организма, оказывает стабилизирующее воздействие на становление психических функций . Большое значение в укреплении здоровья имеют циклические , т.е. длительные , регулярно повторяющиеся упражнения, направленные на тренировку и совершенствование выносливости. Именно выносливость в сочетании с закаливанием обеспечивает надёжную защиту от острых респираторных заболеваний. Популярное циклическое упражнение – бег трусцой со скоростью 5 -7 км/ч. Начиная такие упражнения с 3-4 года жизни (преимущественно в игровой форме) , через один – два года можно получить хороший оздоровительный и общеразвивающий эффект. Нагрузку следует увеличивать постепенно , причём не за счёт удлинения пробегаемой дистанции , а за счёт её повторения в одном занятии (2-3 раза). Постепенно при правильно организованной тренировке уровень выносливости старших дошкольников повышается вплоть до пробега 1,5-2 км. без напряжения .
Спортивный уголок, созданный дома, помогает родителям разумно организовывать досуг детей , способствует закреплению двигательных навыков. Необходимо сделать всё возможное для более широкого использования физических упражнений и игр, организации физкультурных уголков дома и во дворе. Во многих семьях дети с раннего возраста имеют санки, лыжи , велосипеды , коньки , ракетки и воланы для игры в бадминтон, не говоря уже о мячах, обруче, скакалках, кеглях и др.Однако сами они не всегда могут организовать игры, так как нуждаются в руководстве со стороны родителей , которые должны познакомить детей со способами использования физкультурного инвентаря , с правилами действий , содержанием игр. Помните: оздоровительный эффект от игры на свежем воздухе в парке, на прогулочной площадке , значительно выше , чем от игры в закрытом помещении , как бы хорошо оно не проветривалось. Какой можно сделать вывод? Если мероприятия по укреплению здоровья детей , проводимые в детском саду , дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях, у ребёнка развиваются индивидуальные склонности и интересы, а отношение к здоровью становится целостным. Вот примеры простых и доступных младшим дошкольникам упражнений для выполнения дома вместе с родителями. Птичка. Цель . Развивать умение совершать прыжки , укреплять мышечный корсет позвоночника . Способ выполнения. Взрослый предлагает ребёнку поиграть в птичку. Ребёнок сидит на ковре , скрестив ноги, согнув руки в локтях и касаясь пальцами плеч («крылышки»). Взрослый помогает ему выпрямить спину , поглаживая по лопаткам и притягивая локти назад как можно ближе к телу . Затем ребёнок встаёт и прыгает на месте , как воробышек (3 раза).
Кошечка. Цель. Развивать навык ползания , тренировать вестибулярный аппарат, укреплять мышцы туловища и конечностей. Способ выполнения . Взрослый предлагает поиграть в кошечку : показать как она оглядывается , пьёт воду . После команды взрослого ребенок ползает на четвереньках, потом останавливается , поворачивает голову («кошечка оглядывается»), наклоняет голову (« кошечка пьёт») (3 раза) . Родитель хвалит ребёнка. Ласточка Цель . Тренировать вестибулярный аппарат , развивать координацию движений , укреплять связочно –мышечный аппарат, туловище, руки. Способ выполнения . Взрослый показывает , как делают «ласточку» . ребёнок встаёт на одну ногу, вторую отводит назад, руки расставляет в стороны , туловище наклоняет вперёд , голову поднимает . Взрослый человек держит ребенка за руки (в дальнейшее за одну) и контролирует : правильно ли выпрямлены позвоночник и поднята нога? Поза вначале удерживается не более 1 секунды, затем опорная нога меняется (3 раза). Качалка. Цель. Укреплять мышцы туловища и конечностей , развивать координацию движений , совершенствовать функцию вестибулярного аппарата. Способ выполнения. Взрослый предлагает поиграть в качалку . Ребёнок , сидя на коврике ,сгибает ноги в коленях , обхватывает их руками , затем с помощью взрослого , сгруппировавшись , перекатывается в положение лёжа и делает несколько «качалок» на спине. Взрослый поддерживает ребёнка за носки и в случае необходимости страхует , придерживая за затылок. В дальнейшем ребёнок делает «качалку» самостоятельно( 3 раза).
Подведём итоги . В развитии у детей ценностного отношения к здоровью важную роль играют родители. Именно они формируют потребность в систематических занятиях физической культурой и в здоровом образе жизни.
Назад в раздел