Консультация на тему «Игры и упражнения, способствующие развитию речи».
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Главной задачей развития связной речи ребенка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Организовывая совместную деятельность, воспитатель должен хорошо продумать первую часть занятия. Это залог того, что дети будут с успехом демонстрировать свои речевые умения в основной части. Хорошее, динамичное, интересное, занимательное начало мобилизует детей, вызывает желание, интерес к тому, что будет происходить дальше. Интересная, увлекательная, содержательная концовка занятия также несет в себе определенный смысл – оставляет хорошие впечатления и создает положительные эмоции. Для данной работы с детьми мы разработали серию конспектов по составлению сюжетных рассказов. Например, на занятии по составлению рассказов по серии сюжетных картинок «Дикие животные» мы сообщаем, что дети будут учиться составлять рассказ по картинкам. Но вначале им надо отгадать кроссворд, и узнать о каких животных они будут составлять рассказ. Разгадав по буквам кроссворд, дети узнают животных, о которых они будут придумывать рассказ. По серии картинок по теме «Игрушки», детям предлагали отгадать загадки об игрушках. Таким образом, везде получался один и тот же результат – начало занятия создает интерес, интригует детей, и тем самым побуждает их к дальнейшей деятельности. Во время проведения занятий мы часто используем соревновательные, познавательно – побудительные мотивы. На занятии по придумыванию рассказов по серии сюжетных картинок «Весна наступила» детям было предложено разделиться на две команды и выполнить задание, как можно лучше, т. к. наиболее интересные рассказы мы записывали в наш альбом, где собраны интересные высказывания, стихи, сказки, которые сочинили сами дети. Таким образом, создавая мотивацию деятельности можно добиться создания интереса к речевой деятельности. Мы также заметили, что игры и задания, подобранные в соответствии с тематикой занятия повышают результативность. В своей работе с детьми важно придумывать различные игры и упражнения. Например: «Я начинаю – вы продолжаете». В данном упражнении дети упражняются в подборе слов-антонимов, а также в составлении сложносочиненных предложений, а затем используют эти образцы в составлении собственных рассказов. Еще одна интересная игра, которая помогает развитию речи – «Волшебная цепочка». Ее смысл заключается в том, что воспитатель называет короткое предложение, а дети дополняют это предложение своими словами. Например- воспитатель говорит : «На картине изображены журавли». Кто-то из детей добавляет: «На картине изображены серые журавли». Следующий ребенок добавляет еще слово. Игры и упражнения очень нравятся детям, вызывают у них чувство здорового соперничества, соревнования повышают интерес к занятиям по развитию речи. Благодаря целенаправленной работе по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок дети становятся наблюдательными и внимательными, у них заметнее формируется словарь, речь становится грамматически правильной.
Материал подготовил воспитатель группы №7:
А.Н. Сквозникова
Назад в раздел