Путешествие в лес за знаниями
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
для детей дошкольного возраста
по формированию элементарных математических представлений
«Путешествие в лес за знаниями»
(образовательная область: Познание)
Разработчик: воспитатель Рублёва В.И.
Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью плана; упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу; учить решать задачи и примеры на нахождение суммы и разности, используя знаки «+», «-», «=»; закреплять умение видеть в задаче условие и вопрос.
Задачи:
Образовательные:
• продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на наглядной основе;
• закрепить знание геометрических фигур и умение составлять из них простые изображения предметов;
• развивать умение ориентирования в пространстве.
Развивающие:
• развивать логическое мышление, память, воображение, внимание; сообразительность
• развивать умение пользоваться план-схемой при составлении рисунков.
• развивать умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов.
• активизировать речь, учить правильно пользоваться математическими терминами;
• совершенствовать навыки учебной деятельности;
Воспитательные:
• воспитывать интерес к математике.
ХОД НОД:
Музыкальный зал оформлен декорацией «Лес».
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила письмо и хочу вам его прочитать: «Дорогие ребята! Я знаю, что вы в детском саду очень хорошо живете: играете в интересные игры, гуляете, занимаетесь. Я хочу подарить вам ключ знаний, который поможет вам узнать много нового и интересного и хорошо подготовиться к школе».
Восп.: Дети, письмо не подписано. Для того, чтобы узнать, от кого нам пришло письмо, мы должны с вами расшифровать эту запись. /Дети решают математический кроссворд и узнают, что письмо написал гномик/.
Восп.: Ребята, я предлагаю вам отправиться в лес за ключом знаний. А занятие мы проведем с вами в лесной школе. /Воспитатель вместе с детьми проходит несколько шагов по залу под запись «Звуки природы» и останавливается/.
Восп.: Ребята, лес очень большой и отыскать ключ в нем очень трудно. Как вы думаете, что нам поможет быстро его найти?
Дети: План.
Восп.: Правильно. В письме был еще план леса. Давайте его рассмотрим. /Воспитатель показывает детям план, отмечает, какие преграды им предстоит преодолеть, прежде, чем они дойдут до домика, где живет гномик и находится ключ от знаний/.
Восп.: Ребята, посмотрите, как в лесу красиво! Как много цветов вокруг. Есть в лесу и волшебные цветы. Мы сейчас с вами выложим такие цветы из геометрических фигур.
/Выкладывание «геометрических» цветов на поляне/.
Восп.: Прекрасные цветы у вас получились, и наша цветочная поляна стала еще красивее. Ребята, обратите внимание, на цветочной поляне растут необычные цветы. В их серединке примеры, которые вам нужно решить. А сорвем только те цветы, середина которых равна «7». /Дети решают примеры и собирают в корзинки цветы с ответом «7» в середине цветка/.
Восп.: Дети, как вы думаете, каких животных можно встретить в лесу? /Дети отвечают на вопрос воспитателя/.
Восп.: Ребята, нам пора отправляться дальше в путь. А вот и речка. Чтобы ее перейти, нужен мост, и мы его сейчас построим. Для этого нужно решить веселые задачи:
Лягушонок, сколько будет – к одному прибавить два?
И ответил лягушонок: «Ква-ква-ква! (1+2=3)
***
Вот задумал ёж друзей пригласить на юбилей.
Пригласил двух медвежат, трех зайчат и пять бельчат.
Посчитайте поскорей, сколько у ежа друзей? (2+3+5=10)
***
Четыре мышки - крохотушки, очень дружные подружки,
Вышли в поле погулять, прибежали ещё пять.
Очень дружно они пели, всех их было ровно… (4+5=9)
***
Пять лисят песок копают. Три на солнце отдыхают.
Два купаются в золе. Сколько всех, скажите мне? (5+3+2=10)
***
Под кустами у реки жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать. Кто успел их сосчитать? (1+1+1+1=4)
***
Шесть веселых медвежат за малиной в лес спешат.
Но один малыш устал: от товарищей отстал.
А теперь ответ найди: сколько мишек впереди? (6-1=5)
***
Ёжик по грибы пошёл, восемь рыжиков нашёл.
Шесть грибов - в корзинку, остальные - на спинку.
Сколько рыжиков везёшь на своих иголках, ёж? (8-6=2)
/С решением каждой задачи добавляется по квадрату мостика с соответствующей цифрой от 1 до 9/.
Восп.: Вот и мост готов. Теперь мы можем перейти по нему через речку. /Дети с воспитателем переходят по мосту через речку/.
Восп.: Ребята, давайте немного передохнем.
Физкультминутка.
Восп.: Ребята, мы с вами попали на грибную поляну. Давайте соберем грибы. Но для этого надо решить примеры. В первое ведерко положим грибы с ответом «6», во второе – с ответом «5», в третье – с ответом «7».
/Дети выполняют задание/.
Восп.: Посмотрите, как много грибов мы собрали. А сейчас перед ними новая преграда на пути – болото. Чтобы пройти через болото, мы должны наступать только на следы. Давайте разделимся на две группы. Первая группа детей будет переходить через болото, наступая только на нечетные следы, а вторая группа будет переходить через болото наступая на следы с четными цифрами.
/Выполнение задания детьми/.
Восп.: Вот мы с вами еще одну преграду на пути преодолели – это болото. Ребята, присядем на полянке, отдохнем и выполним еще одно задание.
Ребята, а сейчас вы должны выложить лесных зверей из деталей танграмма.
/Дети выкладывают зайца и лису – упражнение на логическое мышление/.
Восп.; Молодцы ребята! Так кто же это? /Дети отвечают/.
Восп.: Вы прекрасно справились с этим заданием и нам пора отправляться в путь.
/Дети с воспитателем подходят к домику гнома/.
Восп.: Ребята, как вы думаете, кто живет в этом доме?
/Дети дают ответ/.
Восп.: А вот и портреты хозяина домика. Вам нужно найти, чем они отличаются.
/Дети выполняют задание на знание геометрических фигур – «Найди отличия»/.
/Воспитатель стучит в дверь домика/.
Из домика выходит гном: «Ребята, я очень рад, что вы выполнили все задания. И за это я хочу вам подарить ключ знаний, который поможет вам узнать обо всем на свете».
/Гномик вручает ключ знаний детям. Дети благодарят гномика/.
Восп.: Ребята, наше увлекательное путешествие подошло к концу. До свидания, гномик, нам пора возвращаться в детский сад.
/Воспитатель и дети машут гномику рукой на прощание и уходят из зала/.
Список литературы:
1. Беженова М.А. Веселая математика. Донецк, 2000.
2. Волина В.В. Праздник числа. М., 2003.
3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990.
Самара, 2015
Назад в раздел